Летающий автомобиль из Китая наделал много шума, но пока это просто игрушка
Плотные потоки автомобилей в небе над городом, воздушные «пробки» и летучие гаишники — как в фильме «Пятый элемент». Оптимисты утверждают, что это дело уже самого ближайшего будущего, а производители транспортных средств представляют вроде как работоспособные летающие автомобили. На самом же деле всё намного сложней.
«Китайский производитель электромобилей XPeng Motors планирует массовое производство летающих автомобилей к 2026 году. Если работы будут идти по графику, то мы станем первой в мире компанией, которая начнет массовое производство этой техники», — заявил генеральный директор компании Хэ Сяопэн.
Но автомобилей ли? То, что XPeng Motors собирается производить, больше всего смахивает на большой квадрокоптер. Точнее, гексокоптер — винтов тут шесть. Устройство перевозится в багажнике шестиколёсного автомобиля-«авианосца», откуда летающая капсула выползает по встроенным рельсам. Сложная и потенциально «глючная» механика.
Помимо XPeng Land Aircraft Carrier есть и просто обитаемый квадрокоптер XPeng Voyager X2. Технические характеристики аппаратов не впечатляют: около получаса в воздухе, до 130 км/ч, до 1000 метров высоты, до 200 кг нагрузки. И общем, большая игрушка.
К тому же опасная, винты ничем не прикрыты и могут кого угодно поубивать своими лопастями. Производить это, наверное, можно, но разве что как диковинку.
«О массовом выпуске летающих машин абсолютно точно речи не идёт, это просто громкий «пиар» ради привлечения внимания. В лучшем случае компания продаст не больше одной тысячи таких машин. Такой флайкар могут купить богатые коллекционеры в качестве дорогой игрушки.
Главное, что тормозит развитие флайкаров сейчас — отсутствие законов, регулирующих эксплуатацию такой техники. XPeng далеко не единственная компания, которая инвестирует в развитие проектов флайкара. Подобные проекты есть и у американцев, и у корейцев. Основной минус электрических флайкаров — это скромная дальность полета, потому что ёмкости и мощности батареи не хватает на большие расстояния, как у вертолетов", — объясняет ведущий телеграм-канала Autotelegram Дмитрий Баринов.
Более того, после начала массового использования всевозможных боевых дронов во многих странах мира — в том числе в РФ — запретили и обычные квадрокоптеры, даже самые миниатюрные. Поэтому рассуждать об эксплуатации некоего устройства, в которое можно запихать два центнера взрывчатки и запустить в полёт, даже не приходится. Ни в одной стране мира в воздух это не выпустят.
Современные летающие автомобили сделаны по принципу дронов, где человек только выбирает направление движения. Всем остальным занимается электроника, то есть штука «пользовательская» — навыки пилота не нужны. С одной стороны, это хорошо, с другой — очень плохо. Плохо — как раз в плане терроризма. Как решить эту проблему в рамках нынешней мировой политической системы непонятно, поэтому о каком-то будущем летающих автомобилей говорить не приходится.
Хотя есть интересные проекты. Так, в Японии компания SkyDrive уже в этом году готова представить летающий двухместный аппарат SD-XX, который вполне имеет право на существование. Предполагается, что передвигаться он будет и по улицам, и по воздуху, взлёт вертикальный. Винты тут уже закрыты, никого не поубивают, да и дизайн на высоте. К проекту подключилась компания Suzuki, то есть всё серьёзно.
Правда, до успеха пока далековато, расчётные характеристики у SD-XX даже хуже, чем у китайских аппаратов — и по высоте, и по скорости, и по грузоподъёмности. Хотя у японцев вроде как с культурой производства получше… А это говорит о том, что проект XPeng Motors может и вовсе провалиться.
Каких-то глобальных прорывов в отношении ёмкости аккумуляторов никто особо не ждёт, а ДВС почему-то нынче не в чести. Хотя это был бы очень интересный вариант.
Летающие автомобили начали проектировать и пытаться поднять в воздух сразу же после того, как первая «самобеглая повозка» поехала дороге. В основном это были некие мутанты со складными крыльями, потом, по мере роста удельной мощности моторов, стали появляться и иные конструкции.
Канадский инженер Пол Моллер занимается летающими автомобилями всю свою жизнь, прототипы очень перспективных аппаратов — «летающей тарелки» и собственно аэромобиля Skycar — были созданы им ещё в 80-е годы. Всё упиралось в двигатели и компьютеры.
С моторами Моллер разобрался сам, сконструировал очень мощные и легкие роторно-поршневые двигатели (РПД, они же ДВС Ванкеля). Впоследствии его моторостроительное дело стало отдельной фирмой. А компьютеры — инженер их просто дождался, они появились, компактные и мощные.
РПД штука очень интересная, например, на спорткупе Mazda RX-8 мотор Renasis 13B-MSP объемом 1,3 л выдавал 238 л.с. Завод гарантировал ресурс не менее 150 тысяч километров, хотя, конечно, эти двигатели любители погонять убивали в пару раз быстрей. Тем не менее, это всё равно очень много.
Skycar М400 и «тарелка» M200G Volantor не стали серийными аппаратами — не разрешили. Они успешно поднимались в воздух, зависали на привязи, приземлялись. Провести полноценные лётные испытания власти не позволили. Любопытно, что как только выяснилось, что Skycar М400 в шаге от успеха — было это в начале «нулевых» — Пола Моллера буквально засыпали судебными исками. Потом все они были отменены, но дело своё сделали — его компания прекратила своё существование.
Скорость — более 600 км/ч, 1500 км на одной заправке, вертикальный взлёт-посадка, страховочный парашют на случай отказа двигателей, четыре человека на борту и всего 8−9 литров бензина на 100 километров. Такой конкурент автомобильным компаниям, да и авиации тоже, был не нужен. Да и сегодня он им ни к чему.
Хотя сейчас — забудем на минутку про терроризм — когда электроника управления теми же квадрокоптерами сделала огромный шаг вперёд, Skycar могли бы вовсю летать. Их бы давно сделали «пользовательскими», человек только задаёт направление движения, остальным рулит компьютер. И не нужно никаких электромоторов, тем более что они, как выяснили покупатели электромобилей, де-факто жрут бензина в разы больше обычных ДВС. Так как энергию для них всё равно вырабатывают путём сжигания нефти, газа или угля. Экология ни к чёрту.
Однако Boeing и Airbus нужно продавать свои самолёты, автопроизводителям — легковушки и кроссоверы, а нефтяникам — бензин и солярку для них. Экономичнее и скоростные аэрокары не вписываются в этот мир сверхприбылей, поэтому в обозримом будущем они не появятся. Военным они тоже не нужны, есть вертолёты, богатеи пользуются ими же. А для всех остальных создаются всякие красивые летающие обманки — типа технологии развиваются. Хотя это и не так.