Когда нужна замена топливного фильтра: признаки загрязнения
Современный автомобиль имеет несколько фильтров, среди которых основными считаются: фильтр топливный, фильтр масляный, фильтр воздушный. Указанные фильтры подлежат обязательной замене в процессе эксплуатации. Что касается топливного фильтра, основная проблема топливной системы – отсутствие стабильного показателя по качеству горючего.
Как правило, среди общих рекомендаций касательно того, как часто нужно менять топливный фильтр, можно выделить следующее:
- замена топливного фильтра, в среднем, необходима каждые 20–30 тыс. км. пробега или один раз в два года (в зависимости от того, что наступит раньше) при условии, что автомобиль заправляется качественным горючим, а также сам фильтр оригинальный или использован качественный аналог;
- использование топлива или самих фильтров низкого качества предполагает сокращение интервала замены топливного фильтра, как минимум, на 50-60%. Это значит, что замена требуется уже на 10-15 тыс. км. или один раз в год, если признаки проблем с фильтрующим элементом не проявились ранее в рамках эксплуатации авто.
По этой причине необходимо знать, как часто менять топливный фильтр, каков его ресурс и от чего зависит, а также какие факторы оказывают влияние на общий срок службы фильтра топлива. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Почему нужно менять топливный фильтр
Итак, чтобы точно определить, через сколько менять топливный фильтр на том или ином автомобиле, следует учитывать целый ряд факторов и особенностей. Как известно, в топливе может содержаться определенное количество мелких абразивных частиц, воды, примесей, отложений и т.д. С учетом того, что попадание таких примесей и частиц в двигатель и систему питания силового агрегата крайне нежелательно, устанавливаются фильтры грубой и тонкой очистки топлива.
Фильтр грубой очистки зачастую представляет собой сетчатый фильтр (сеточка) на бензонасосе. Такой фильтр стоит непосредственно в топливном баке. Как правило, срок службы данного фильтра составляет около 80-100 тыс. км. пробега. В свою очередь, фильтр тонкой очистки устанавливается на выходе из топливного бака за топливным насосом (обычно интегрирован в топливную магистраль).
Срок службы топливного фильтра тонкой очистки намного меньше, чем сетчатого фильтра грубой очистки. Если просто, такой фильтр состоит из фильтрующего элемента (бумажная фильтрующая вкладка-картридж) внутри корпуса, через который бензонасос прокачивает горючее под определенным давлением.
Если фильтр не загрязнен, топливо нормально очищается и прокачивается, дополнительные нагрузки на бензонасос минимальны. Также горючее в полном объеме поступает в систему питания двигателя, силовой агрегат работает нормально на разных режимах (холостой ход, средние обороты, высокие обороты и нагрузки). При этом увеличение и уменьшение подачи топлива происходит плавно, сохраняется определенная эластичность во время работы двигателя на разных режимах.
В свою очередь, если топливный фильтр загрязнен, ухудшается подача топлива, падает производительность топливного насоса и растут нагрузки на сам насос. Если грязное топливо начинает попадать дальше в систему, заметно быстрее изнашиваются форсунки и другие детали системы питания силового агрегата, также может страдать сам двигатель.
Вполне очевидно, чтобы поддерживать работоспособность мотора и его системы питания, топливный фильтр нужно менять. В первую очередь, за основу нужно брать мануал, в котором четко указан регламент замены топливного фильтра. Для разных авто производители могут определять необходимость замены на 20 — 30 и даже 40 тыс. км. пробега.
Важно! Такой интервал рассчитывается исключительно при условии заправки качественным топливом. Именно по это причине следует всегда делать поправку на качество топлива. Если водитель не уверен в качестве горючего, постоянно заправляется на разных АЗС, интервал замены топливного фильтра оптимально сократить на 40-60%. Также следует обращать внимание на симптомы забитого топливного фильтра. Если они начали проявляться, замена топливного фильтра должна быть выполнена безотлагательно и независимо от пробега.
Признаки загрязнения топливного фильтра
Как правило, на ранних этапах проблема с топливным фильтром начинает проявляться в виде ухудшения динамики автомобиля. Зачастую можно заметить потерю мощности в диапазоне средних и высоких оборотов. Двигатель все еще работает стабильно, но хуже набирает обороты, ухудшается разгонная динамика, частично увеличивается расход топлива.
Кстати, на расход сам фильтр не влияет, просто водитель начинает сильнее жать на педаль газа для поддержания привычного темпа езды (например, при стартах с места, обгонах и активном маневрировании).
- Следящий этап – двигатель начинает плохо заводится на холодную и на горячую. Сначала приходится дольше крутить стартером, при этом в движении каких-либо явных проблем может и не быть. Дальше появляются рывки уже при езде, могут плавать обороты, возникают провалы при нажатии на педаль газа и т.д. Динамика сильно ухудшается, автомобиль становится сложно и небезопасно эксплуатировать.
На данной стадии, если фильтр топлива сильно загрязнен, езда на машине приводит к значительному износу того же стартера, бензонасоса, топливных форсунок и т.д. Также может загореться «чек» на панели приборов, ЭБУ фиксирует ошибки. Ухудшение смесеобразования по причине недостаточной подачи горючего может привести к проблемам с катализатором, а также и самим двигателем.
Неочищенное горючее, попадая в камеру сгорания, будет выгорать неполноценно, отложения и загрязнения будут скапливаться на поршнях, свечах и т.д. Топливная смесь, насыщенная примесями металлов и других химических элементов может стать причиной быстрого разрушения платинового слоя на поверхности сот каталитического нейтрализатора и т.д. В результате длительная эксплуатация автомобиля с подобной неисправностью может стать причиной необходимости последующего серьезного, комплексного и затратного ремонта.
Также можно отметить отдельные ситуации, когда горючее из-за закупорки фильтрующего элемента в топливном фильтре начинает подтекать в области установки самого фильтра, так как топливный насос пытается прокачать топливо через забитый фильтр, создается избыточное давление. В отдельных случаях это приводит к появлению стойкого запаха топлива снаружи и в салоне, также возрастает риск возгорания авто и т.д.
Через сколько нужно менять топливный фильтр
Чтобы понять, через сколько менять топливный фильтр на машине, нужно следовать предписаниям в мануале, учитывать качество топлива, которым заправляется тот или иной автомобиль, а также уделять внимание рассмотренным выше признакам преждевременного загрязнения фильтра.
Как правило, периодичность замены топливного фильтра составляет около 20-30 тыс. км., то есть этот фильтр нужно менять не реже, чем через одну замену моторного масла. Однако опытные водители обычно меняют фильтр топлива параллельно каждой замене моторного масла.
Такой подход можно считать оптимальным, так как комплексная замена всех фильтров (воздушного, масляного и топливного) в рамках плановых ТО позволяет поддерживать наилучшее состояние всех фильтрующих элементов. В результате можно рассчитывать на лучшую динамику, топливную экономичность и стабильность работы ДВС во всех режимах.
Что касается тяжелых условий эксплуатации, периодичность замены топливного фильтра нужно сокращать до 10-15 тыс. км пробега, если качество используемого горючего вызывает сомнения или нарекания. Также не следует исключать возможность коррозии топливного бака, наличия осадка и примесей, которые оседают на дне и могут быть прокачаны через фильтрующий элемент и т.д.
Полезные советы
Прежде всего, засорение топливного фильтра в норме происходит постепенно. Фактически, если менять фильтр своевременно и регулярно, водитель не замечает каких- либо проблем, связанных с фильтрующим элементом. Однако в некоторых случаях даже новый топливный фильтр может сильно забиться. Например, это происходит, если водитель по той или иной причине ездил на пустом баке.
Если автомобиль с пробегом, неизбежно в баке скапливается вода, осадок и загрязнения. Естественно, если не допускать понижения уровня горючего в баке ниже середины, вся эта грязь оседает слоем внизу и не закачивается топливным насосом в систему. Если же ездить с пустым баком, риски попадания нижнего загрязненного слоя в топливный насос, а затем и в фильтр, значительно возрастают. Вывод – не доводить до пустого бака и всегда держать в запасе, как минимум, 10-15 литров горючего.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему машина плохо едет в жару. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым в жару падает мощность двигателя и может увеличиваться расход топлива, а также как сохранить мощность двигателя при повышении температуры окружающего воздуха.
Второй нюанс, с которым можно столкнуться, связан с использованием очистителей топливного бака и системы питания. Такие составы заливаются в бак вместе с горючим и растворяют/нейтрализуют отложения, удаляют воду. Однако следует помнить, что любой подобный очиститель топливной системы можно заливать только на полный бак или внимательно следить за дозировкой.
Если игнорировать инструкции и налить очиститель в бак, когда в нем недостаточно топлива, есть риск, что отложения и загрязнения, активно смываемые очистителем, попадут в систему топливоподачи и забьют фильтр. По этой причине после использования любых очисток, промывок топливного бака и других подобный манипуляций топливный фильтр оптимально заменить на новый фильтрующий элемент.
В том случае, когда было определено, что водитель какое-то время ездил с загрязненным топливным фильтром, рекомендуется кроме замены фильтра также выполнить чистку инжектора (чистку топливных форсунок). При необходимости, может потребоваться комплексная промывка системы питания двигателя автомобиля. Данная процедура позволит очистить систему и нормализовать ее работу.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что общий ресурс топливного фильтра сильно зависит от топлива, а также от состояния топливной системы, качества самого топливного фильтра и т.д. В условиях, близких к идеальным, топливный фильтр хорошего качества вполне может отработать весь свой заявленный ресурс. Как правило, даже к окончанию срока службы по регламенту состояние фильтрующего элемента остается волне приемлемым, не снижается пропускная способность, в полной мере сохраняется эффективность фильтрации.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить фильтр-сеточку бензонасоса. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужна замена сетчатого фильтра топлива в баке, а также как поменять топливный фильтр грубой очистки на бензонасосе.
При этом использование некачественного горючего, наличие осадка, примесей и ржавчины в топливном баке может быстро вывести топливный фильтр из строя. По этой причине рекомендуется выполнять своевременную замену, а также несколько сокращать интервалы таких замен в зависимости от конкретных индивидуальных условий эксплуатации.
Также важно обращать внимание на рассмотренные выше признаки загрязнения топливного фильтра, так как дальнейшая эксплуатация авто с забитым фильтром топлива может стать причиной не только сбоев в работе мотора, но и целого ряда неисправностей самого двигателя и его систем.
Напоследок отметим, что необходимо следить за состояние топливного фильтра и выполнять его замену, при этом подбирая исключительно оригинальные элементы или качественные аналоги. С учетом того, что на рынке представлено большое количество топливных фильтров разных производителей, от подозрительно дешевых решений лучше сразу отказаться. На практике, эффективность работы таких фильтров достаточно низкая, что приводит к загрязнению всей системы питания двигателя. По этой причине оптимально приобретать расходники только у проверенных поставщиков.