Коробка передач «Ока»: устройство и ремонт
Автомобиль Ока (модификации 1111, 11113) – малолитражный автомобиль первой группы особо малого класса. Практически все узлы и механизмы автомобиля были позаимствованы от других проверенных моделей ВАЗ.
Трансмиссия не исключение, поскольку КПП «Ока», по сути, напоминает трансмиссию ВАЗ-2108, адаптированную под двигатель данного автомобиля (размер, определенные конструктивные особенности, рабочие параметры).
Содержание статьи:
Коробка передач «Ока»: основные параметры
Базовая коробка передач на Оку представляет собой двухвальную четырехступенчатую механическую коробку с главной передачей и дифференциалом. Передача крутящего момента от ДВС на ведущие колеса осуществляется посредством двух приводных валов с шарнирами.
Управление КПП «Ока» осуществляется дистанционно. Кстати, на данном автомобиле поперечное расположение ДВС. Сама КПП Ока во всех модификациях ВАЗ -1111 и ВАЗ -11113 практически ничем не отличается (за исключением разных показателей главной передачи).
Коробка передач Ока и схема устройства на примере ВАЗ-1111 Ока предполагает целый ряд составляющих. Корпус КПП Ока состоит из следующих элементов:
- картер сцепления;
- картер коробки КПП;
- крышка.
Данная коробка состоит из более 20 деталей, среди основных можно выделить:
- шестерни;
- подшипники;
- синхронизаторы;
- сальники;
- уплотнители;
- маслосборник;
- фиксаторы и т.д;
Как уже было сказано выше, КПП Ока имеет дистанционное управление, в конструкцию входит привод механизма переключения передач, состоящий из таких деталей:
- напольный рычаг коробки переключения передач;
- шаровая опора и тяга;
- кулиса;
- шарниры;
- шток выбора передач и механизмы выбора переключения передач.
Основные причины неисправности КПП Ока и частые поломки
Механическая коробка Ока имеет большое количество деталей, каждая из которых может сломаться. Как и любое механическое устройство, трансмиссия не застрахована от поломок. К основным причинам неисправностей КПП Ока относятся:
- Посторонние шумы при переключении рычага переключения передач в нейтральное положение (некачественная смазочная жидкость или ее отсутствие, износ подшипников первичного вала, смещение валов и т.д.). Проблему решают путем замены поврежденных/изношенных элементов;
- Тугое переключение передач (дефект шарнира карданчика, повреждение рычага штока и т.д.). Неполадку устраняют путем замены поврежденных деталей или их регулировкой;
- Самопроизвольное выключение передач (износ или повреждение шестерней, деформация вилок механизма управления и т.д.). Устраняют неисправность, меняя неисправные элементы коробки, а также регулируется привод механизма.
При переключении передач отмечается возникновение посторонних звуки в виде скрежетов, хрустов и т.д.(неисправность механизма сцепления, утечка масла, повреждение коробки и т.д.). Заменив масло и/или поврежденный элемент коробки, часто удается устранить эту проблему.
Также можно отдельно выделить причины неисправностей привода механизма переключения передач коробки Ока. Например, нарушение в работе привода механизма переключения передач происходит по следующим причинам:
- Включение передач затруднено либо вообще отсутствует (деформация или повреждение шарнира установленного на штоке механизма управления, ослабление стяжного хомута). Нужно проверить состояние шарнира и подтянуть на нем крепеж, что обычно позволяет восстановить работоспособность механизма управления.
- Рычаг переключения передач Ока не достаточно хорошо закреплен (износ элементов кулисы, образование в ней люфтов). Проблему устраняют путем дефектовки или замены изношенных элементов;
Как снять коробку передач на Оке
С одной стороны, существуют такие неполадки, для устранения которых не обязательно проводить демонтаж коробки. При этом также есть группа неисправностей, кода коробку снимают. Демонтаж коробки можно проводить как самостоятельно, так и на СТО силами квалифицированных специалистов. Выделяют два вида демонтажа:
- снятие КПП без ДВС автомобиля (не затрагивая самой силовой установки автомобиля, производится откручивание и отсоединение множества элементов и узлов);
- снятие КПП вместе с ДВС автомобиля (возникает необходимость слива технической жидкости и отсоединения почти всего навесного оборудования).
Последовательность демонтажа коробки без снятия ДВС следующая:
- установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму;
- открутить гайки крепления приводных валов в ступице и снять передние колеса;
- отсоединить клемму аккумулятора и все провода, а также тросы от коробки;
- снять стартер и открутить крепления нижнего щитка корпуса крепления с последующим его демонтажем;
- открутить тяги привода и отсоединить от продольной балки опоры рулевого механизма;
- снять поперечину и вытащить концевики привода из ступицы;
- открутить крепление стойки и кронштейна левой стороны стабилизатора поперечной устойчивости;
- отсоединить крепеж опорного кронштейна ДВС от коробки;
- поставить упор под коробку и снять левую продольную балку подрамника;
- извлечь концевики приводных валов из коробки и снять с нее опорный кронштейн мотора;
- выкрутить все крепежи КПП к ДВС, затем сместив ее в сторону левого колеса, снять коробку.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена сцепления на коробке DSG. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сцепления на КПП данного типа.
Последовательность демонтажа коробки вместе с ДВС автомобиля путем опускания узлов вниз:
- слить рабочую жидкость (масло) из КПП;
- отсоединить все элементы от коробки и ДВС (патрубки системы охлаждения, проводка и т.д.);
- отсоединить колонку от рулевого механизма и скрутить крепежи опор амортизационных стоек;
- снизу под ДВС положить деревянный поддон;
- для опускания ДВС, КПП, рулевого механизма, передней подвески и подрамника на деревянный поддон выкрутить все крепежи подрамника к кузову автомобиля;
- выполнить демонтаж КПП, подняв передок автомобиля и оттолкнув его назад;
Еще добавим, что с помощью подъемника демонтаж коробки вместе с двигателем автомобиля можно выполнить путем поднятия узлов вверх.
Что в итоге
Как и любой другой агрегат, КПП Ока нуждается в качественном и регулярном обслуживании. Владелец должен проверять коробку на герметичность, контролировать уровень и качество трансмиссионного масла, вовремя регулировать привод переключения передач и выполнять ряд других действий и плановых работ.
Рекомендуем также почитать статью о том, как отрегулировать кулису коробки передач. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы, устройстве и регулировках кулисы коробки передач.
В результате такой подход позволит увеличить срок службы не только КПП «Ока», но и любой другой механической коробки передач. Также на протяжении всего срока службы трансмиссия будет работать качественно и эффективно, упрощая процесс эксплуатации автомобиля.