Масло в МКПП: классификация трансмиссионных масел по SAE и API
Трансмиссионное масло – жидкость, предназначенная для смазки рабочих узлов транспортных средств, таких как: автоматическая и механическая коробки переключения передач, система рулевого управления с гидравлическим усилителем, редуктор и т.д.
В зависимости от своего назначения разная смазывающая жидкость имеет свои особенности и отличия. Например, для коробки «механика» нужно подбирать смазку, имеющую допуски масла МКПП.
Чтобы правильно осуществить подбор, отдельно учитывается классификация трансмиссионных масел по SAE и API. Далее мы рассмотрим, что такое классификация трансмиссионных масел по SAE, а также классификация трансмиссионных масел по API.
Содержание статьи:
Механическая коробка передач: допуски масла
Трансмиссионные масла, используемые в КПП автомобиля, делятся на два типа: для механических коробок и автоматических (емкость с жидкостью для АКПП имеет особое обозначение ATF либо Dexron). Каждая из этих жидкостей имеет свои допуски, классификации и т. д.
Давайте более подробно поговорим о трансмиссионной жидкости для механических коробок передач. Подходить к выбору смазывающей жидкости для МКПП необходимо с большой ответственностью, так как жидкости одного и того же класса от разных производителей могут иметь разные допуски и классификации.
Обладая некоторыми особенностями, смазывающая жидкость, предназначенная для использования в МКПП, может применяться и для редукторов, обеспечивая им оптимальную работоспособность. Рассмотрим особенности подбора более подробно.
Прежде всего, допуски масла МКПП при выборе смазывающей жидкости для механических коробок (так же, как и для автоматических) следует учитывать отдельно. Другими словами, первым делом нужно изучить информацию, указанную автопроизводителем в инструкции по эксплуатации к транспортному средству, на котором установлена данная коробка.
При выборе трансмиссионного масла также необходимо учитывать тип техники, в которой применяется масло, температурные особенности климатической зоны, в которой эксплуатируется автомобиль, условия эксплуатации и т.д.
Теперь перейдем к классификации трансмиссионных масел по SАЕ и АРI. Трансмиссионные масла по своей классификации делятся на две группы:
- масла по системе АРI (Аmеrican Рetrоleum Institute) — смазывающая жидкость для легковых автомобилей с аббревиатурой GL (Geаr Lubricant), для грузовых автомобилей с аббревиатурой PG, а также номерной классификацией от 1 до 5, указывающей о количестве присадок, находящихся в жидкости;
- масла по системе SАЕ — смазывающая жидкость с разным классом вязкости, соответствующая разным температурам, при котором работает механическая трансмиссия.
Классификация трансмиссионных масел по АРI позволяет по номерному показателю группы GL узнать эффективность присадок, используемых в трансмиссионной жидкости. Присадки, обеспечивая противозадирные свойства в процессе работы МКПП путем химических реакций, образуют на поверхности механизмов тонкую модифицированную пленку. Данная пленка при больших эксплуатационных нагрузках защищает поверхности.
Группы трансмиссионной жидкости согласно классификации API:
- масло с допуском GL-1 – рекомендуют использовать в МКПП без синхронизаторов в автомобилях большой грузоподъемности и в механизмах с червячными и спирально-конусными передачами;
- масло с допуском GL-2 – рекомендуют использовать в механических коробках, установленных на сельскохозяйственную технику или в червячных передачах, работающих при низких скоростях и оборотах;
- масло с допуском GL-3 – рекомендуют использовать при умеренных эксплуатационных нагрузках, в механических коробках, установленных на автомобили большой грузоподъемности и в червячно-конических передачах;
- масло с допуском GL-4 – смазки, используемые для конических и гипоидных передач коробок передач и агрегатов ведущих мостов, которые работают в условиях средних скоростей и нагрузок;
- масло с допуском GL-5 – для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, работающих при высоких температурах, а также подверженных кратковременной ударной нагрузке (в МКПП масло с таким допуском применяют по отдельной рекомендации завода-изготовителя транспортного средства);
- масло с допуском РG-1 – рекомендуют использовать в механических коробках, установленных на автомобили большой грузоподъемности (автобусы и тяжелые грузовики);
- масло с допуском РG-2 – рекомендуют использовать в редукторах ведущих осей автомобилей большой грузоподъемности (грузовики и автобусы).
Обратите внимание, масло с допуском GL-5 используется в автомобильных мостах (редукторах). Масло с допуском GL-4 использовать в редукторах заднеприводных автомобилей не рекомендуют. Еще трансмиссионная жидкость с совмещенным допуском GL-4/ GL-5 считается универсальной, поскольку рекомендована для применения не только в КПП с синхронизаторами, но и в КПП с гипоидными передачами.
Идем далее. Классификация трансмиссионных масел по SАЕ предполагает подбор масла по вязкости. Одной из важных качественных характеристик трансмиссионной жидкости является вязкость. Вязкость смазывающей жидкости определяется в соответствии с температурными особенностями климата, в котором эксплуатируется МКПП.
Рекомендуем также почитать статью о том, какое трансмиссионное масло лучше выбрать. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и характеристиках масел для КПП, которые нужно учитывать при выборе масла в коробку передач.
При повышенных температурах трансмиссионная жидкость должна сохранять не только оптимальную вязкость, но и достаточно уплотнять зазоры. При пониженных температурах трансмиссионная жидкость не должна препятствовать работе шестеренок МКПП (жидкость не должна быть слишком вязкой).
Учитывая работу МКПП в разных климатических условиях (время года и соответствующая температура окружающей среды), производители трансмиссионной жидкости разработали разные типы масел.
Группы трансмиссионной жидкости согласно классификации SАЕ:
- масло с маркировкой 70W – можно использовать в зимнее время при минимальной температуре -55С;
- масло с маркировкой 75W – можно использовать в зимнее время при минимальной температуре -40С;
- масло с маркировкой 80W – можно использовать в зимнее время при минимальной температуре -26С;
- масло с маркировкой 85W — можно использовать в зимнее время при минимальной температуре -12С;
Также масла с маркировкой без дополнительной буквы «W» с номерной классификацией 80, 85, 90, 140, 250, отличающиеся по степени вязкости, предназначены для использования в летнее время.
Обратите внимание, сегодня в продаже обычно представлены так называемые универсальные (всесезонные) масла. В этом случае присутствует комбинированное обозначение летней и зимней вязкости (например, 75W-90).
Что в итоге
При замене трансмиссионной жидкости в МКПП, прежде всего, необходимо учитывать допуски и классификации. Также необходимо отдельно делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации, сезонные колебания температуры и т.д.
Если зимой температура в регионе не опускается слишком низко, а машина активно эксплуатируется, использовать слишком маловязкие продукты не рекомендуется (даже если такие продукты в допуске). Однако также ошибочно полагать, что самое густое масло является лучшим решением.
Рекомендуем также прочитать статью о том, нужно ли менять трансмиссионное масло в механической коробке передач. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему требуется замена, а также на что обратить внимание в рамках обслуживания МКПП.
По это причине нужно подбирать оптимальный вариант трансмиссионного масла МКПП, допуски которого в полной мере соответствуют всем требованиям и рекомендациям автопроизводителя, а также отдельно учитывается классификация трансмиссионных масел по SAE и API.