Насколько в России развит сервис электромобилей: мнение игроков рынка
фото: © A. Krivonosov
Специалисты рассказали, как в РФ обстоит дело с обслуживанием электрокаров
В прошлом году в России было продано 14,1 тыс. электромобилей. Рост, по сравнению с 2022-м (2998 ед.), оказался существенным, при этом Тимофей Гераськин, генеральный директор «БорисХоф», считает эту цифру маленькой. По его словам, сегмент «электричек» пока что пустоват и в обозримой перспективе должен вырасти до 25 тыс. машин. Те, кто ещё недавно ездили на Mercedes или Land Rover, сегодня готовы экспериментировать и пересаживаются на китайские электрокары. Тем более что среди них, уточняет Тимофей Гераськин, есть очень интересные продукты (Avatr, Lixiang, Zeekr).
Содержание статьи:
«Как пойдёт»
Купить электромобиль — это полдела, его ещё нужно будет обслуживать. И всё актуальнее становится вопрос: а где? Александр Казаченко, вице-президент Автомобильной Сервисной Ассоциации, в беседе с корреспондентом «Тарантас Ньюс» прямым текстом заявил, что с этим дело у нас обстоит неважно: «В Москве полуофициальных СТО, специализирующихся на ремонте „электричек“, всего четыре. В двух из них люди проходили какое-никакое обучение. Один человек ездил на обучение в Китай, отправляющей стороне это обошлось в 25 тыс. у.е. У остальных СТО — „как пойдёт“. У моего знакомого батарея на Zeekr постоянно выдаёт ошибку, и он третью неделю стоит в очереди на ремонт».
Это по части неофициального сервиса. Но есть же в стране условно российские автопроизводители электромобилей, например, липецкий Evolute. Александр Казаченко называет этот бренд сублимированным: «Официальные дилеры, вроде как, имеются, но при серьёзном обращении, думаю, их сервисмены вряд ли чем помогут».
Сколько стоит обслуживание электрического «Москвича»?
В «Петровском Автоцентре», с некоторых пор работающем с маркой «Москвич», нам рассказали, что продажи электрического кроссовера «Москвич 3e» минимальные, поэтому на сервисе такие машины встречаются нечасто. «Техническое обслуживание таких машин не вызывает особых проблем, в этом отношении практически всё то же самое, что и с бензиновыми аналогами, — заявил сотрудник отдела сервиса. — ТО1 проводится при пробеге 10 000 км, ТО2 — на 20 000 км. В первом случае проверяется состояние приводных валов, тяговой батареи, электромотора, тормозной и ходовой части и т. п. Обязательно меняется масло (Mannol Extra 75W90). Цена ТО1 — 6400 рублей, столько же стоит обслуживание автомобилей с ДВС».
ТО2 дороже — 9400 рублей. Здесь уже осуществляется замена воздушного фильтра и проводится комплексная диагностика разных систем. ТО3 — 9200 рублей, в его рамках вновь меняется масло и проводится полный осмотр электромобиля. «Если вдруг выявляется техническая проблема, у вас есть 3 года или 100 000 км пробега гарантии, — уточнили в компании. — Вы сразу едете к дилеру, там проводится необходимая диагностика. Устанавливается, гарантийный это ремонт или негарантийный. И если понадобится, осуществляются необходимые работы. Все запчасти к электромобилям в наличии».
Зима сильно «съедает» энергию
»С точки зрения механики, «электричка» — это обычный автомобиль: тормозные колодки, ступицы, рулевые тяги, рейки рулевые и т. д. А во всём остальном это уже девайс, компьютер. А в компьютере случаются ошибки и вирусы, — отметил Александр Казаченко. Минувшая зима показала, что заявленная автопроизводителями дальность хода электромобилей резко падает. На том же Zeekr батарея, по паспорту, ходит 408 км, но зимой она вынуждена подогреваться, а на это уходит дополнительная энергия, в итоге Zeekr ходил этой зимой не более 180–200 км».
По словам вице-президента Автомобильной Сервисной Ассоциации, межсервисное ТО практически у всех «электричек» осуществляется на 40 000 км пробега. «Практика показывает: там что-то заскрипело, там что-то зашумело. И раз в 15–20 тыс. км электромобили вынуждены заезжать на СТО. Обслуживать их ещё как-то получается, но всё непросто», — отметил наш собеседник.
«Сдавайте автомобиль — покупайте новый»
«Помимо программирования, сегодня есть не менее значимая проблема у электромобилей — это ДТП, — продолжил Александр Казаченко. — Пригнали мне как-то на станцию Lixiang. Полтора месяца запчасти искали, потом два месяца ждали в Китае, чтобы их получить. При этом систему безопасности автомобиля победить до сих пор не можем. Китайский дилер заявил: если сработала система безопасности, то приезжайте в салон, сдавайте автомобиль и берите новый. Такие дела».
По мнению эксперта, будущее у электромобилей в нашей стране всё же есть: «Как только рынок насытится — а на это может уйти до 5 лет — многие рванут в тему „электрических“ СТО. Вопрос, где обучить специалистов? Необходимо вкладываться в людей, создавать такие условия, чтобы человек от вас не сбежал. Мы, например, у себя договариваемся с китайцами в плане организации курсов по электрике. Вообще, электромобиль — это больше история для городского передвижения. Куда быстрее будут развиваться гибриды — на таком автомобиле можно запросто рвануть в Крым, не думая, что в один прекрасный момент у тебя закончится электричество».