Настоящие двигатели-миллионники ушли в историю: почему технологии развиваются, а ресурс агрегатов только падает
фото: © A. Krivonosov
Двигателей «миллионников» больше не будет: как современные тренды меняют рынок
В статьях про самые надежные моторы редко можно встретить упоминание современных двигателей. Чаще о них речь идет в подборках с пометкой «лучше не связываться». Кажется, что произошла обратная тенденция. Вместо сверхнадежных двигателей, которые без ремонта могли проезжать более миллиона километров, мы пришли к моторам, требующих вмешательства уже на 50-100 тысячах км. Портал «Тарантас Ньюс» разобрался в причинах такого явления.
Содержание статьи:
Моторы-миллионники — это миф?
Двигатели с большим ресурсом действительно производились. Например, легендарные моторы Toyota семейства JZ, которые были представлены в 1990 году. Наибольшую популярность получила модификация 1JZ-GE. Двигатели имеют огромный ресурс и потенциал. Даже сегодня их дорабатывают и используют в разных автомобильных соревнованиях.
Помимо ресурса и заложенной надежности мотора, существуют реальные зафиксированные случаи, когда автомобили проезжали миллион и даже больше километров без ремонта ДВС.
Почему современные двигатели не показывают таких результатов?
Современные моторы часто требуют вмешательства механиков раньше, чем заканчивается гарантийный срок. Кажется, что ресурс двигателя теперь не главный приоритет автопроизводителей. Однако причины отсутствия ДВС-миллионников в новой реальности совершенно в другом:
Соблюдение экологических требований. Регулярно ужесточающиеся экологические нормы вынуждают компании оснащать моторы дополнительными системами, которые снижают количество вредных выбросов. Речь про катализатор, сажевые фильтры, системы AdBlue и EGR. Системы со временем выходят из строя и, если поломку не устранить сразу, то это вредит ДВС. Например, частицы катализатора могут попасть в камеру сгорания, что приводит к образованию задиров.
Борьба за меньший расход топлива. Инженеры для этой цели меняют фазы газораспределения и высоту подъема клапанов, внедряют отключаемые насосы антифриза и масляные насосы, работающие попеременно. Им удается добиться поставленной задачи, однако эти и другие доработки усложняют конструкцию ДВС, что делает мотор менее надежным.
Стремление форсировать моторы с небольшим объемом. Установка турбины позволяет повысить мощность двигателя, увеличить крутящий момент и снизить расход топлива. Однако такая доработка, помимо усложнения конструкции, повышает тепловую и механическую нагрузку на детали мотора, что снижает их ресурс.
Желание облегчить авто ради лучшей динамики. Для этого используются разные ухищрения. Что касается двигателя, автопроизводители предпочитают на современные агрегаты устанавливать алюминиевые блоки цилиндров вместо чугунных. Это позволяет снизить вес, однако отрицательно сказывается на надежности ДВС.
Повышение комфорта водителя и пассажиров. Это привело к увеличению количества вспомогательных систем. Ом необходимо питание, что дополнительно нагружает силовой агрегат.