Регистрация автомобилей: идем на обгон западных демократий
С 1 марта 2025 г. правила постановки на учёт транспортных средств в ГАИ несколько видоизменяются, вроде как есть и положительные моменты, о которых власти не преминули раструбить.
Наверное, всё именно так и есть, но даже при беглом анализе «либерализация» выгладит дутой. По сути, ничего не изменилось, и, если быть невнимательным, можно нарваться на штраф.
Полис ОСАГО с первого дня весны теперь исключается из списка документов, которые подаются инспектору в окошечко МРЭО. Прогресс, свобода? Сделали это, якобы, для того чтобы можно было поставить авто на учёт и на нём не кататься. Допустим.
Однако в ГАИ всё равно придётся приезжать на машине, а до этого на ней же нужно посетить пункт техосмотра — в случае подержанного авто.
Заявитесь в ГАИ без полиса — прямо на площадке осмотра вам могут выписать штраф за управление ТС без полиса ОСАГО.
Согласно вступившему с 1 января 2025-го в силу федеральному закону от 26 декабря 2024 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» первый штраф остался таким же — 800 рублей. Правда, со «скидкой» 50% его уже не оплатить — дисконт уменьшился до 25%. То есть 600 рублей.
Но ведь до этого нужно посетить пункт ТО, уложиться в один день явно не получится. Штрафы за повторную езду без «автогражданки» теперь уже 3000−5000 руб., со «скидкой» — 2250−3750 рублей. Совсем неприятно. Можно, конечно, нанять эвакуатор и на нём отвезти авто и в пункт ТО, и в МРЭО, но заплатить штрафы — гипотетические — выйдет дешевле.
В целом следует считать «экономику» процесса. Если авто вы, действительно, не собираетесь некоторое время эксплуатировать, а страховка на него дорогая — мощный мотор, иные нюансы — то, наверное, можно и потратиться на эвакуатор. Или рискнуть и покататься без ОСАГО. Выбор за вами.
В ряде обзоров нововведений заявляется, что закон от 8 июля 2024 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменяет обязанность граждан регистрировать в ГАИ купленные ТС в течении 10 дней после их приобретения. При внимательном изучении данного правового акта подобного обнаружено не было.
Но можно, действительно, и не регистрировать, например, если вы купили себе коллекционный раритет, который не будет выезжать на дороги общего пользования (ДОП). По сути, это будет не транспортное средство, а некая стационарная железка, и платить транспортный налог за неё глупо. Такие музейные экспонаты стоят в тёплых светлых гаражах, с них трепетно стирают пыль, а выезжают они только на прицепах-автовозах, в чехлах — на какую-нибудь «Автоэкзотику» и иже с ней.
«Если после покупки автомобиль простоял без учёта больше 10 дней, то владельцу выпишут штраф в размере от 1500 рублей до 2000 рублей — вне зависимости от того, сколько времени машина не регистрировалась. Но на учёт её всё равно поставят», — объясняет юрист Юлия Цветкова.
То есть «раритет» при желании можно снова сделать транспортным средством, на котором разрешено кататься по ДОП. Да и штраф этот, скорее сего, не выпишут. Автор неоднократно нарушал сроки, например, ставил купленный осенью мотоцикл на учёт весной — после начала сезона.
В октябре-ноябре холодно, однако… И всегда при подаче документов в МРЭО дело ограничивалось нотацией инспектора на тему «ну что же ты, Иглесиас». Видимо, попадались добрые гаишники. Впрочем, особо злить народ им, похоже, и не хочется.
Как в этом случае двигаться на регистрацию, ведь вроде как за езду без номеров могут и прав лишить, плюс оштрафовать? Год назад на сей счёт вышло специальное письмо МВД России от 13.03.2024 № 1312-П-2126 «О некоторых вопросах квалификации правонарушений, предусмотренных статьями 12.1 и 12.2 КоАП РФ». Если вкратце — тех, кто едет своим ходом ставить «просроченное» авто на учёт, предписано не наказывать. Вот это точно приятно.
Не очень понятны нововведения на тему снятия с учёта проданного авто. Вроде как если договор купли-продажи оформлен через Госуслуги, то авто (мотоцикл) снимается с учёта на прежнего владельца автоматически, в тот же день. Или не автоматически, нужно там же, на госпортале, подать заявление?
Документации много, и написана она на «птичьем» языке. В любом случае, лучше всего подстраховаться и через пару недель после продажи проверить, что вообще творится. Скорее всего, регистрация отменена не будет, и придётся писать электронное обращение — система работает так себе…
Иными словами, в целом почти ничего не изменилось, разрекламированная Госдумой «отмена» полиса ОСАГО де факто мало что дала. Кстати, за границей полис обязательным документом как раз является, правда, там страховая система, в отличие от РФ, работает.
Хотя насчёт обязательности тоже есть нюансы. В США помимо Title (ПТС) и Bill of Sale (счёт продажи, по сути, тот же ДКП) в местном DMV (department of motor vehicles) эту самую страховку тоже нужно предъявлять.
Но тут всё зависит от штата, правила везде разные, и, чаще всего, её не смотрят — это ваша личная ответственность. И с техосмотром везде свои заморочки, на него тоже могут «забить». Зато точно никто не станет сверять VIN и номера агрегатов, всем на это наплевать. Тоже ваша ответственность — перед покупкой следует пробить авто по базам данных, дабы не приобрести ворованную или ещё какую криминальную машину. Вам же потом за это отвечать…
В Германии почти что Ordnung, или, во всяком случае, его видимость. Техосмотр точно нужен, полис в Zulassungstelle тоже положено приносить, собственно, и всё. Правда, «пробивать» авто на угон (таможню и т. д.) точно будут, но не госчиновники, а на том же пункте TÜV.
В целом особых отличий от «цивилизованных стран» нет, получается, что у нас теперь как бы даже «демократичней». Но лишь формально. Надеяться на то, что с 1 марта 2025-го мы «будем жить по-новому», не стоит.