Снятие гидротрансформатора с АКПП: основные неисправности и варианты их устранения
Гидротрансформатор – один из составных элементов автоматической трансмиссии, передающий крутящий момент от силовой установки на КПП. Выступая в качестве сцепления с некоторыми дополнительными функциями, гидротрансформатор позволяет обеспечить КПП плавные и своевременные переключения передач.
Данный элемент автоматической трансмиссии широко используют в устройстве как автоматических, так и вариаторных коробок переключения передач. В этой статье мы более подробно рассмотрим простейший гидротрансформатор, его принцип работы, частые неисправности, а также как снять гидротрансформатор с АКПП для ремонта.
Содержание статьи:
Гидротрансформатор коробки автомат: как работает
Работа гидротрансформатора, основанная на передаче крутящего момента от ДВС к трансмиссии, происходит без жесткой связи мотора и КПП. Усилие передается посредством рециркулирующего потока жидкости внутри ГДТ. Насосное колесо, вращаясь вместе с маховиком, создает поток жидкости и направляет его на лопасти турбины, обеспечивая передачу усилия.
Все составные элементы гидротрансформатора заключены в герметичный корпус, заполненный специальной трансмиссионной жидкостью ATF. Корпус представляет собой закрытую камеру тороидальной формы с расположенными внутри нее лопастными колесами (насосное, реакторное и турбинное колесо).
Сам гидротрансформатор, как правило, расположен на маховике ДВС автомобиля, при этом турбинное колесо «бублика» АКПП имеет жесткую связь с валом коробки передач.
Основные неисправности гидротрансформатора: признаки
Современные гидротрансформаторы АКПП имеют полностью компьютерное управление, то есть многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри. Все это необходимо для срабатывания блокировки гидротрансформатора. Такое конструктивное усовершенствование привело к снижению надежности данного узла автоматической трансмиссии.
Если точнее, произошло явное уменьшение эксплуатационного срока при максимально жестких и даже средних в плане нагрузок режимах работы. Еще важно то, что возникающие со временем неисправности в ГДТ могут стать причиной проблем с ДВС и АКПП автомобиля. Поэтому очень важно быстро найти и устранить поломку.
Список основных проблем:
- Износ промежуточного подшипника или опорных подшипников (работа трансмиссии без нагрузок сопровождается посторонним шуршащим звуком). Проблему устраняют путем разборки, дефектовки и замены изношенных деталей;
- Загрязнение масляного фильтра (появление вибраций ГДТ практически на всех скоростных режимах). Проблему устраняют путем замены фильтра и трансмиссионной жидкости;
- Повреждение или износ обгонной муфты (падает динамика разгона во время набора скорости). Проблему решают путем замены муфты;
- Повреждение шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки (движение автомобиля невозможно). Решается проблема путем восстановления поврежденного соединения или заменой гидротрансформатора в целом;
- Частичное или полное повреждение лопастей колес или реактора (появление металлического скрежета). Устраняется путем замены поврежденных элементов;
- Некачественная ATF или недостаточное количество трансмиссионной жидкости, засорение системы охлаждения коробки (перегрев и выход из строя элементов гидротрансформатора). Устраняют проблему заменой поврежденных элементов, очисткой радиаторов, фильтров, проводят смену смазывающей жидкости и др.;
- Нарушение в работе системы управления (самопроизвольное переключение передач). Проблему устраняют, проведя диагностику и замену электронных элементов;
- Износ накладок блокировки гидротрансформатора. Результат — сбои в работе, рывки, пробуксовки, потеря тяги и т.д. Необходимо снятие гидротрансформатора, разборка, дефектовка и ремонт.
Как снять гидротрансформатор АКПП
Работы по проведению снятия гидротрансформатора требуют не только определенных знаний, наличия инструментов и специального высокоточного оборудования, но и навыков. Неправильное проведение работ, а также ошибки при сборке, могут привести к повреждению элементов гидротрансформатора и самой коробки, а также в отдельных случаях и ДВС.
По этой причине проводить ремонтные работы самостоятельно без надлежащего опыта и инструментов не рекомендуется. Если же принято решение снимать ГДТ, тогда нужно знать, как снять гидротрансформатор с АКПП. Многие специалисты рекомендуют снимать его вместе с коробкой.
Общий порядок выполнения следующий:
- загнать машину на яму или поднять на подъемнике
- с учетом того, что АКПП имеет большой вес, нужно учесть, как опускать снятую коробку (оптимально иметь трансмиссионный домкрат).
- перед снятием от АКПП нужно отсоединить все соединения разных систем авто (патрубки, разъемы, тяги и т.д.)
- аккуратно отвернуть болты крепления коробки (могут потребоваться специальные ключи);
- хотя снятие АКПП похоже на демонтаж МКПП, перед снятием коробки можно не сливать из нее масло. Однако при отсоединении трубок подачи масла к масляному радиатору их нужно глушить, чтобы избежать утечки масла
- на вакуум-корректор (при наличии) и другие элементы коробки может быть подведено несколько вакуумных магистралей;
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие возникают основные неисправности гидротрансформатора. Из этой статьи вы узнаете о частых поломках ГДТ, а также способах их устранения.
- чтобы снимать АКПП вместе с ГДТ, необходимо открутить болты, которые крепят гидротрансформатор к мембране маховика двигателя. Доступ к болтам крепления может отличаться (лючок в картере маховика, в части корпуса коробки, где расположен гидротрансформатор, возможно отвернуть болты крепления только через стартерную нишу в картере АКПП после снятия стартера);
- Отсоединение ГДТ производится через окно в картере маховика двигателя. Сам процесс сложный и трудоемкий, однако, попытки снять АКПП без гидротрансформатора приводят к повреждению шлицов первичного вала и загиба мембраны, к которой крепится ГДТ;
- При снятии АКПП следует придерживать гидротрансформатор или наклонять коробку так, чтобы избежать соскальзывания гидротрансформатора со шлицов первичного вала. Если ГДТ упадет, могут возникнуть серьезные поломки.
Итак, после того, как удалось отсоединить гидротрансформатор от АКПП, можно приступать к его разборке для проведения ремонтных работ. Основные этапы:
- высверливание технологического отверстия для удаления рабочей жидкости;
- разделение корпуса на две части методом срезания сварного шва;
- первичная разборка гидротрансформатора и промывка всех его внутренних элементов;
- осмотр на предмет повреждения или дефектов, дефектовка;
- замена необходимых деталей;
- ремонт блокировки гидротрансформатора;
- замена сальника и уплотнительных колец;
- сваривание гидротрансформатора, проверка сварочных швов, балансировка.
Подведем итоги
Как видно, гидродинамический трансформатор ГДТ представляет собой важное устройство, являясь сцеплением АКПП. Однако, с учетом нагрузок на данный элемент, он может выйти из строя намного раньше, чем сама АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроен ГДТ и как работает блокировка гидротрансформатора. Из этой статьи вы узнаете о назначении и принципах работы блокировки ГДТ, а также на что обратить внимание при эксплуатации гидротрансформаторных АКПП.
По этой причине, с учетом высокой стоимости нового ГДТ, неисправное устройство часто удается восстановить при помощи ремонта. При этом важно понимать, что только правильный демонтаж гидротрансформатора поможет избежать не только дополнительных или непредвиденных поломок, но и значительно сэкономит время и деньги владельца автомобиля.