Всегда ли нужно уступать дорогу спецтранспорту — все зависит от звукового сигнала

0 52

Всегда ли нужно уступать дорогу спецтранспорту - все зависит от звукового сигнала

фото: tarantas.news

Водителям объяснили, в каких ситуациях не нужно уступать дорогу спецтранспорту

Портал «Авто Mail.ru» выяснил, всегда ли надо уступать дорогу спецтранспорту и чем грозит отказ это сделать.

Часто в новостных сюжетах рассказывают о дорожных происшествиях с участием спецтранспорта: то кто-то не пропустит «скорую», то чиновник на служебном авто окажется фигурантом ДТП. Обычно виной таких аварий становится либо банальное незнание Правил дорожного движения (ПДД), либо невнимательность, либо неудовлетворенные амбиции участников дорожного движения, которые, к слову, нередко демонстрируют и сами водители спецтранспорта.

Итак, закон делит спецтранспорт на две категории. Первая — спецтранспорт со специальной окраской, а вторая категория — спецтранспорт без специальной окраски. К первой относятся машины не только пожарной охраны, полиции и «скорой помощи», но и аварийно-спасательных служб, ВАИ, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов. Их особенность — наличие специальной окраски кузова, называемой цветографической схемой, которая позволяет идентифицировать принадлежность спецтранспорта.

Ко второй категории относятся автомобили, обслуживающие силовые структуры, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высокопоставленных чиновников Правительства и Президента, Госдумы и Совета Федерации, а также глав субъектов Российской Федерации. Все они имеют право использовать спецсигналы на обычных гражданских автомобилях без специальной окраски и других отличительных признаков.

Включение синего проблескового маячка предоставляет водителям спецтранспорта право отступать от ряда требований Правил дорожного движения, игнорировать запрещающие знаки и проезжать на красный сигнал светофора. Однако для того, чтобы получить преимущество перед другими участниками дорожного движения, требуется включение специального звукового сигнала — сирены или так называемой «крякалки». Так, если скорая помощь едет сзади, но звуковой сигнал выключен, то нет необходимости уступать ей дорогу.

То же самое касается и приоритетного права движения через перекресток, в том числе на запрещающий сигнал светофора: спецтранспорт может проехать на «красный» с включенной «мигалкой», однако, если нужно, чтобы спецтранспорту уступили дорогу другие участники движения, то должна быть включена сирена.

Участникам движения следует помнить, что водители спецтранспорта иногда забывают подать звуковой сигнал, но при этом уверены в своем преимуществе. Это становится причиной значительной части ДТП с участием спецтранспорта. Поэтому, видя приближающийся спецавтомобиль с мигалкой, водителям стоит быть начеку и подготовиться к торможению или маневру. Также важно помнить, что ПДД запрещают обгонять и опережать спецтранспорт в случаях, когда наряду со специальным световым сигналом включен и звуковой сигнал. Кроме того, этот же запрет распространяется и на сопровождаемые ими транспортные средства.

Известно, что мигалки бывают двух видов: синие и красные. Синие могут использоваться самостоятельно, а красные — только в сочетании с синими. Наиболее распространенные «носители» красных проблесковых маячков — автомобили Госавтоинспекции. Это самый надежный способ издалека отличить машину дорожной полиции в потоке.

Красные маячки также могут быть установлены на машинах ФСБ, ФСО и ВАИ. С точки зрения требований Правил дорожного движения, у автомобилей с красным маячком и спецокраской есть одно, но важное отличие: они могут сопровождать другие транспортные средства, и на них также будет распространяться право отступления от требований ПДД.

Разберем один из популярных вопросов: можно ли нарушать Правила дорожного движения, чтобы уступить дорогу спецтранспорту? Бывает, что ситуация складывается так: сзади едет скорая помощь, сигналя сиреной и мигая синими огнями, но сплошная линия разметки не позволяет перестроиться, чтобы уступить дорогу. Как решить дилемму: быть наказанным за непредоставление приоритета спецтранспорту или за нарушение требований разметки?

На самом деле, этот пример скорее теоретический, чем практический. Даже если предположить, что водителя в момент пересечения сплошной линии зафиксирует дорожная камера, вынесенное постановление можно будет обжаловать, приложив в качестве оправдания фотографию или видео с моментом нарушения. Да, не всегда это получается быстро и беспроблемно, но такие ситуации случаются не каждый день.

Что будет, если не уступить дорогу спецтранспорту? Напомним, что спецтранспорт пользуется приоритетом только при включенной сирене. Для случаев непропуска автомобиля чиновника с мигалкой и транспорта оперативных служб закон предусмотрел разные санкции, что, в принципе, вполне логично.

В первой ситуации (если не уступить дорогу машине чиновника с мигалкой) водителю грозит лишь штраф в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.17), а вот во втором случае (если не уступить дорогу машине оперативных служб) водителю будет штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 12 месяцев (часть 2 той же статьи КоАП РФ).

Важно помнить, что зафиксировать нарушение может не только сотрудник ДПС, но и видеорегистратор в спецавтомобиле. Кроме того, недавно появились специальные мобильные комплексы фотовидеофиксации, которые умеют делать это в автоматическом режиме. Их уже устанавливают в автомобили «скорой помощи».

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.