Автопоборы: «Утильсбор» нужно или сокращать, или отменять совсем
Несметных триллионов рублей «утилизационного» сбора российские власти в этом году не получат, поступления в госбюджет по этой статье снижаются буквально каждый день. Импорт новых автомобилей замирает, он уже практически на нуле, граждане РФ массово пересаживаются на подержанные иномарки, которые ввозят лично на себя как на физлиц.
Хуже всего в этой ситуации бизнесу, при текущих ставках «утиля» поставки в Россию грузовиков, автобусов, тракторов и прочей техники могут совсем прекратиться. А своей-то и нет…
97 млрд рублей — такая сумма поступила в первый квартал 2025-го в госбюджет РФ по статье «утилизационный сбор». Немного. Изначально за год планировали собрать 2 трлн рублей, недавно сумму скорректировали до 1,5 трлн рублей. Совершенно очевидно, что в совокупности не соберут и четверти плана, хотя с 1 января сего года ставки «утиля» опять сильно подняли.
Напомним, что по итогам 2024-го с населения и бизнеса стрясли аж 1,1 трлн рублей, и чиновников, отвечающих за наполнение бюджета, эта сумма очень воодушевила. Аппетит приходит во время еды, однако в данном случае случился крутой облом. Импорт новых авто практически на нуле, то есть драть поборы не с чего.
Пока что власти хорохорятся — дескать, доберём во втором квартале, да и до конца года времени ещё навалом. Блажен, кто верует…
«Затоваривание на складах у производителей и дилеров довольно существенное. Сократился импорт, а производители откорректировали свои производственные программы внутри страны. Говорить о том, что у нас во втором полугодии импорт пойдёт замечательными темпами вряд ли приходится», — считает автоэксперт Олег Мосеев.
Практически всё то, что собрали — это те деньги, которые граждане заплатили за ввезённые в РФ частым порядком подержанные авто. «Утиль» за машины старше трех лет составляет 5200 рублей, что в сотни раз меньше, чем при «коммерческом» импорте. Хотя и гражданам тоже не всё позволено, объём двигателя авто почему-то не должен превышать 3 литра. Причём такие машины в РФ вообще не выпускают, даже планов на сей счёт нет. Попахивает банальным вредительством.
«Доходы от утильсбора снижаются, поскольку продажи машин в РФ в 2025 году рухнули. В частности, за первые три месяца число реализованных легковушек по сравнению с прошлым годом упало на 25%, до 247 тысяч, грузовиков — на 47% (15,4 тысячи), автобусов — на 55% (2,5 тысячи). Люди стали меньше покупать транспортные средства из-за снижения доходов, роста цен на авто, усиления контроля за параллельным импортом», — говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
С 1 января 2025-го «утиль» подняли в среднем на 20% — это во-первых. Поэтому для корректного сравнения с прошлым годом нужно внести понижающий коэффициент, и тогда получится, что падение двукратное.
Во-вторых, основные сборы были в третьем квартале, когда в преддверии резкого повышения «утиля» с 1 ноября народ активно покупал машины.
Нынче ничего подобного не ожидается, поэтому результат первого квартала в 6,4% плана ещё не так плох. Снижение доходов электората продолжается, а склады по-прежнему забиты — как иномарками, так и «жигуляторами».
«Ждуны» ждут, все хотят скидок в 60−70%, особенно это касается продукции «АвтоВАЗа» и «китайцев» выпуска 2023−2024 годов. Пока таких дисконтов нет, торговля жадничает. Но уже пошли необратимые процессы.
«Это не падение, автомобильный рынок просто грохнулся! Отрасль теряет персонал, салоны закрываются», — сетует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Около 300−350 млрд рублей — таков верхний предел той суммы, которая по итогам года поступит в госбюджет с «утиля». «АвтоВАЗу» этого не хватит даже на полгода, там привыкли осваивать гораздо более серьёзные деньги. А ведь нужно дать и всем остальным, например, «отвёрточной» сборке в Калуге и псевдо-«Москвичу». Не говоря уже про ГАЗ, «КамАЗ» и всякую мелочь — «Автотор», «Атом» и прочие «проекты».
Как несложно догадаться, вскоре все начнут скандалить. А толку? Нефтегазовые доходы госбюджета стремительно падают, а иных-то и нет. Промышленность планомерно уничтожается, прогнозы Минфина по налогу на прибыль сугубо отрицательные. Да и с народа взять особо нечего, людей и так уже загнали в угол.
При этом «утиль» является самой настоящей красной тряпкой для россиян, кроме ненависти данный побор ничего не вызывает. Все понимают, что данные средства на 100% разво… (зачеркнуто) тратятся нецелевым образом, в первую очередь попадая я бездонную бочку «АвтоВАЗа». Поэтому попытки еще выше поднять ставки вряд ли будут, и так в стране всё очень нестабильно.
К тому же народ в курсе, что американцы почему-то никакой «утиль» не платят. Да и дорожный налог там тоже отсутствует, а у нас он почему-то есть, и немаленький.
Нет в США и запрета на импорт авто с большими моторами, покупай что угодно. И всё это добавляет вопросов к нашим чиновникам. Вроде как Америку нынче рисуют самыми чёрными красками, а там оно на самом деле несколько иначе.
И машины в Штатах очень доступные, и бензин в пересчёте на зарплаты примерно в десяток раз дешевле, чем у нас. Как же так, где скрепы? Может, ну их тогда?
«Именно цифра в 47% падения рынка грузовых автомобилей позволяет нам политически выстраивать разговор с властями. Минус 25% по легковушкам — для них это страшно, но не очень. Но когда на 47% падает грузовой рынок, а это все перевозки, строительство, тут уже начинают задумываться», — отметил Алексей Подщеколдин.
То есть торг уже начался. Как несложно догадаться, либо об отмене «утиля», либо о существенном его уменьшении. Что из этого получится, пока непонятно, однако бесполезность данного сбора становится очевидна всем. Отменят?