Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется
Сажевый фильтр (DPF фильтр) преимущественно встречается на дизельных двигателях. Основное назначение – улавливать частички сажи, которые считаются токсичными, вызывают проблемы со здоровьем и загрязняют окружающую среду. Фактически, сажевый фильтр представляет собой дополнение к катализатору, устраняет неприятный запах и очищает выхлоп в процессе работы дизельного двигателя.
При этом в процессе эксплуатации данный фильтр забивается, после чего снижается его пропускная способность. Если сажевый фильтр забит, двигатель сильно теряет мощность и начинаются перебои в работе мотора. В этом случае можно:
- выполнить замену сажевого фильтра;
- удалить сажевый фильтр на дизеле.
По понятным причинам многие автолюбители выбирают именно второй вариант. При этом решение удалить фильтр сажевый имеет как плюсы, так и минусы. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Что такое сажевый фильтр и как работает
Сажевый фильтр на дизеле (DPF) стоит за катализатором (при наличии такого решения), при этом катализатор и фильтр объединены в одном корпусе. К корпусу подсоединены провода.
Один из разъемов предполагает подключение к кислородному датчику катализатора, тогда как два других – разъемы температурных датчиков сажевого фильтра. Также есть разъем датчика дифференциального давления, которые стоят перед и после фильтра.
Температурный датчик сажевого фильтра и датчик давления нужны для того, чтобы происходила регенерация сажевого фильтра (прожигание). Датчик давления измеряет разницу давлений до и после фильтра, температурные датчики меряют температуру на входе и выходе.
Чтобы понять, как работают сажевые фильтры и как они очищаются, следует обратить внимание на следующее:
- сначала отработавшие газы проходят через катализатор (если он установлен на конкретной модели) и после очистки поступают к сажевому фильтру. Сажевый фильтр представляет собой целую сеть глухих каналов с перфорацией (крипт). Когда выхлоп проходит через такие каналы, частицы сажи (углерод) оседают на стенках каналов.
- в процессе эксплуатации каналы фильтра DPF постепенно забиваются сажей. В результате фильтру нужна очистка. Датчики температуры и дифференциального давления определяют состояние фильтра. В памяти ЭБУ прописаны допустимые показатели температуры и разницы давлений перед фильтром и после него. В случае отклонения от нормы по температуре и давлению, блок управления инициирует начало процесса самоочистки (регенерация сажевого фильтра).
Регенерация фильтра сажевого
Самоочистка сажевого фильтра на тех или иных моделях авто может происходить по разным алгоритмам. При этом независимо от особенностей и типа фильтра, оседающие в каналах частицы сажи попросту выжигаются.
Для прожигания сажевого фильтра ЭБУ может подать больше топлива через двигатель или через отдельную форсунку. Поступившее дополнительное горючее позволяет поднять температуру в фильтре до 800 градусов, в результате чего сажа выгорает.
При этом регенерация осуществляется не всегда и может быть запланированной или принудительной. В первом случае блок управления анализирует сигналы с датчиков температуры и давления. Также блок управления может просчитывать количество использованного двигателем топлива.
После того, как блок посчитает, что пропускная способность фильтра снизилась и/или объем сожженного горючего подошел к запланированной отметке, включается регенерация. Обычно это происходит каждые 2-5 тыс. км. пробега.
Обратите внимание, ЭБУ способен запустить регенерацию сажевого фильтра только при определенных условиях:
- продолжительное движение автомобиля по прямой с достаточно постоянной высокой скоростью;
- критические сбои в работе сажевого фильтра;
Как правило, при езде по городу достичь таких условий сложно или даже невозможно. Более того, даже если регенерация началась, прерывать процесс не следует. В целом, если регенерация началась (процесс занимает до 15 минут), глушить мотор не следует. Причина – в блоке ЭБУ появляется запись о том, что регенерация была запущена, но не завершена.
В результате запрос на регенерацию будет появляться постоянно до момента, пока процесс не завершится полностью. При этом важно понимать, что частая подача дополнительного топлива для самоочистки фильтра вредна для двигателя и моторного масла.
В большей степени это актуально для DPF фильтров. Что касается другого типа фильтров (FAP фильтр), такое решение очищается за счет специальной жидкости, подаваемой из отдельного бака через специальную форсунку. В этом случае влияние на масло не такое пагубное, однако, прерывать процесс очистки все равно не стоит.
Кстати, если запланированная регенерация не может завершиться успешно или не начинается, появляется ошибка «регенерация невозможна», указывающая на то, что превышен допустимый порог попыток регенерации. В этом случае ЭБУ укажет на то, что необходима принудительная регенерация (запуск процесса вручную).
Данную операцию можно выполнить в автосервисе. При этом часто, если запланированная регенерация не срабатывает, принудительная самоочистка сажевого фильтра также зачастую не даст результатов. На практике, если сначала запланированная регенерация запускалась чаще обычного, а затем появилась ошибка регенерации, это указывает на выход самого фильтра из строя.
Причина — сажевый фильтр забит настолько, что его очистка все равно не позволяет добиться оптимальных параметров по температуре и давлению. Другими словами, сажу в фильтре эффективно сжечь уже не удается.
Срок службы сажевого фильтра
Основной проблемой для сажевых фильтров является большое количество сажи в выхлопных газах. К повышению количества сажи приводят проблемы со смесеобразованием (перелив топлива или недостаточное количество воздуха).
Причин может быть много: неисправна топливная аппаратура, проблемы в системе подачи воздуха, неполадки турбонаддува и т.д. Также на дымность выхлопа влияет и само качество дизтоплива.
Так или иначе, даже в идеальных условиях на большом пробеге (от 200-250 тыс. км.) сажевый фильтр постепенно забьется и потребуется решать проблему. Официально выходом в сложившейся ситуации будет замена сажевого фильтра. Само собой, данное решение самое правильное, но очень дорогое.
По этой причине автовладельцы активно применяют следующие методы:
- установка аналоговых заменителей или кустарных решений. Такой способ рискованный и не оправдывает себя, так как дешевые аналоги или самодельные заменители могут стать причиной возгорания. Еще добавим, что даже после установки такого «фильтра» ошибки по регенерации будут возникать, так как датчики не могут нормально взаимодействовать с аналогами.
- Удаление сажевого фильтра. В этом случае можно полностью избавиться от проблемы с данным фильтром. Единственный недостаток – появится неприятный запах выхлопа и произойдет повышение токсичности выхлопных газов.
С учетом того, что на данный момент экологии в странах СНГ не уделяется должного внимания, автовладельцы закрывают глаза на проблему и предпочитают удалять сажевые фильтры и катализаторы.
Сажевый фильтр: удаление
Чтобы понять, как удалить сажевый фильтр, необходимо учитывать следующее:
- выполняется физическое удаление элемента;
- прошивку ЭБУ необходимо корректировать, отключая фильтр и датчики программно;
Сначала корпус с фильтром снимают с автомобиля. Затем корпус разрезают болгаркой и выбивают сажевый фильтр. Если в корпусе также есть катализатор, удалять фильтр нужно аккуратно. Далее корпус нужно заварить при помощи аргонной сварки или с использованием полуавтомата.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое система EGR. Из этой статьи вы узнаете, как работает данная система, а также нужно ли отключать ЕГР и в каких случаях отключение EGR нежелательно.
Также важно провести обработку сварного шва средствами от коррозии. В некоторых случаях можно установить «даунпайп», однако и с обычным пустым корпусом без сажевого фильтра звук дизеля не поменяется.
Следующий шаг — программное отключение датчиков температуры, давления, а также счетчиков израсходованного топлива. Основная задача – полностью отключить запуск процесса регенерации и одновременно избавиться от ошибок в ЭБУ после удаления сажевого фильтра.
Рекомендации
На практике, сажевый фильтр требует больше внимания, чем может показаться на первый взгляд. Следует помнить, что неправильное удаление сажевого фильтра или его неисправности могут привести к постоянным попыткам регенерации.
В отдельных случаях это становится причиной повышения уровня масла за счет попадания большого количества топлива в систему смазки. Результат – дизель идет в разнос. При этом разнос дизельного двигателя наступает как при наличии фильтра, так и при удаленном сажевом фильтре.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему уровень масла в двигателе стал выше нормы. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах появления эмульсии и повышения уровня масла в двигателе.
Единственный способ проконтролировать процесс сводится к постоянному контролю уровня масла. Если уровень повышен, сажевый фильтр и систему регенерации нужно проверять, а также полностью удалять неисправный сажевый фильтр и отключать систему, грамотно удалить ошибки сажевого фильтра и т.д.
Также добавим, что после удаления сажевого фильтра отпадает необходимость заливать масло для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами. Достаточно подобрать подходящий аналог из более простых и доступных по цене моторных масел. Получается небольшая экономия без ущерба для дизельного двигателя и его систем.