Защитная сетка радиатора: стоит ли устанавливать на машину
Установка сетки для защиты радиатора продиктована желанием автовладельца защитить сам радиатор от попадания камней при движении. Также сетка может помочь защитить радиатор от веток, налипания насекомых, образования льда на нижней кромке радиатора и т.д.
С одной стороны, решением установить защитную стеку радиатора может показаться простым и достаточно практичным. При этом следует учитывать, что такая сетка также имеет недостатки.
Среди основных плюсов и минусов сетки радиатора можно выделить:
- защиту радиатора от механических повреждений в результате попадания камней, веток, насекомых и т.п.
- ухудшение обдува самого радиатора и подкапотного пространства по причине изменения направления потоков воздуха;
По этой причине следует сначала взвесить все «за» и «против». Дело в том, что стремление защитить радиатор при помощи сетки в ряде случаев может привести к сбоям в работе системы охлаждения и перегреву двигателя. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Сетка для защиты радиатора автомобиля: преимущества
С учетом того, что сам радиатор автомобиля достаточно хрупкий, повредить его не сложно. Расположен радиатор так, чтобы получить максимальный обдув набегающими потоками воздуха всей лицевой поверхности, соты выполнены из тонкого металла и т.д.
При езде на машине с высокой скоростью даже небольшой камень или шип, вылетевший из-под колес другого автомобиля, может без труда замять соты или пробить радиатор системы охлаждения.
Даже с учетом того, что на многих авто грани штатных решеток радиатора имеют наклон, чтобы камни не ударяли с полной силой по радиатору, этого все равно бывает недостаточно.
Также размер ячеек в штатных заводских решетках достаточно большой, та как для производителя куда важнее эффективность охлаждения, чем защита радиатора. В результате повреждения интеркулера, радиатора кондиционера и системы охлаждения мотора встречаются достаточно часто.
Также в процессе эксплуатации автомобиля на радиаторе неизбежно накапливается грязь, тонкие соты могут быть покрыты липким слоем, образовавшимся из остатков насекомых (обычно можно заметить, осмотрев радиатор после активной езды по трассе).
Такие загрязнения сложно смыть и делать это нужно незамедлительно. Если игнорировать необходимость очистки, радиатор перестает нормально охлаждаться за счет набегающих потоков воздуха, что приводит к снижению эффективности работы системы охлаждения двигателя.
- Зная от таких проблемах, многие автовладельцы принимают решение установить сетку для защиты радиатора. Защитная сетка для радиатора ставится в решетку радиатора или крепится прямо к бамперу автомобиля.
Благодаря установке сетки удается защитить радиатор от механических повреждений, снизить интенсивность накопления грязи на поверхности радиатора. Особенно это актуально в том случае, если машина часто эксплуатируется в условиях трассы, когда скорости движения высокие и риски повреждения радиатора заметно увеличены.
Виды сеток для защиты радиатора автомобиля
Защитные сетки радиатора могут быть установлены как в радиаторную решетку, так и в нижнюю часть бампера автомобиля. В ряде случаев автовладельцы комбинируют такую защиту, то есть сетка ставится как внизу (в бампер) так и под решеткой (сверху).
В целом, сетки могут отличаться материалом изготовления и размерами ячеек. Обычно их изготавливают из алюминия, реже используется обычный металл типа нержавейки или ударопрочный пластик.
Что касается размера ячейки, чем он будет меньше, тем лучшей окажется защита. На практике, через сетку с мелкими ячейками не пролетают даже мелкие камни, которые могут повредить радиатор. При этом также важно подбирать сетку так, чтобы не ухудшить обдув радиатора и подкапотного пространства.
Недостатки защитных сеток для радиатора
Сетка для защиты радиатора — дополнительная опция, при этом с завода автомобили такой сетки не имеют. Также штатно производители авто данное решение не предусматривают. Это значит, что любая сетка является самостоятельной нештатной доработкой.
- Получается, перед принятием решения об установке сетки в бампер или решетку радиатора, следует быть готовым к возникновению споров с дилером, если авто еще на гарантии. Прежде всего, для новых авто установка такой сетки может стать причиной отказа дилера в исполнении гарантийных обязательств. При этом на просьбу установить такую сетку в официальном дилерском центре с сохранением гарантии на машину автовладельцу в 99% случаев ответят отказом.
Также к минусам сетки для защиты радиатора вполне можно отнести прямой запрет многих автопроизводителей касательно установки подобных решений. Дело в том, что сетка может стать причиной изменения направления потоков воздуха и недостаточного обдува как самого радиатора, так и пространства под капотом. В свою очередь, это может привести к перегреву двигателя и сильному повышению температуры под котом.
Особенно это актуально, если двигатель на конкретной модели авто является высокофорсированным (например, малообъемный сильно нагруженный турбомотор). Как правило, рабочая температура таких ДВС достаточно высокая, что значительно повышает требования к надежности и эффективности работы системы охлаждения.
- Еще следует помнить, что после установки сетки на радиатор нужно всегда следить за тем, чтобы она была чистой и не препятствовала прохождению воздуха. По этой причине не рекомендуется ставить сетки с мелкой ячейкой, а также регулярно очищать сетку от сухих листьев, мелких камней и останков насекомых, застревающих в ячейках и т.д.
Параллельно можно отметить изменение внешнего вида автомобиля после установки сетки. На многих автомобилях такая сетка хорошо просматривается снаружи, что несколько изменяет внешний вид авто. Если учитывать, что секта обычно активно собирает на себе грязь и пыль, данный аргумент также можно считать минусом подобной доработки автомобиля.
- Не лишним будет напомнить о влиянии сетки на аэродинамические показатели и характеристики автомобиля. Конечно, ухудшение аэродинамики не будет слишком заметным, однако негативное влияние сетка все же может оказывать.
Также отдельные автолюбители утверждают, что на некоторых авто сетки в бампере и на решетке радиатора могут стать причиной сбоев при срабатывании активных и пассивных систем безопасности. Простыми словами, системы могут сработать при аварии не так, как запланировал производитель автомобиля. Практических подтверждений этому нет, однако, полностью исключить такую возможность тоже нельзя.
Полезные советы
- Чтобы точно определиться с тем, ставить сетку для защиты радиатора или нет, важно обращать внимание на условия эксплуатации автомобиля. Если автомобиль преимущественно эксплуатируется в городе, особого смысла в установке дополнительных сеток радиатора нет. Более того, вместо практической пользы в этом случае такие сетки могут стать проблемой. Простои в пробках и низкая скорость движения в городе сами по себе являются тяжелыми условиями эксплуатации. При этом нагрузка на систему охлаждения сильно возрастает. Если же добавить к этому сетки, обдув радиатора может еще больше ухудшиться.
- В свою очередь, можно поставить сетку для защиты радиатора в том случае, если автомобиль часто ездит по проселочным дорогам или регулярно используется для поездок по трассе, где скорость движения высокая и всегда есть риск, что в радиатор может прилететь камень и т.п.
- При выборе защитной сетки радиатора важно подбирать изделия от проверенных и известных брендов. От самодельных решений лучше отказаться. Также важно реализовать качественный и надежный крепеж.
Установка сетки на клей, пластиковые защелки или хомуты не позволяет рассчитывать на получение достаточно надежной фиксации сетки. В результате даже небольшой отлетевший камень или ветка могут привести к тому, что стека слетит и повредит радиатор. При этом повреждения могут быть сильнее от сетки, чем от предмета, который изначально летел в радиатор.
- Нельзя ставить сетку с мелкими ячейками, а также комбинировать две сетки при установке для лучшей защиты. Такое решение может стать причиной сильного нарушения циркуляции воздуха, недостаточного обдува и перегрева мотора. Если же сеток было установлено сразу две, кроме проблем с охлаждением добавляется еще одна — между сетками намного быстрее собирается грязь, их сложнее промывать. После установки сетки нужно следить за тем, чтобы ячейки всегда были чистыми.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах промывки системы охлаждения, чем промыва систему, а также на что обратить внимание в рамках выполнения данной процедуры.
- На автомобилях с мощными моторами, которые обычно являются теплонагруженными, от установки каких-либо сеток радиатора лучше сразу отказаться. То же самое касается автомобилей, которые постоянно эксплуатируются в спортивном режиме, обороты двигателя часто и подолгу поддерживаются в желтой/красной зоне, водитель крутит мотор до отсечки. Для таких двигателей эффективное охлаждение первостепенно, малейшие сбои могу привести к тому, что перегревается двигатель, трансмиссия и т.д.
Что в итоге
Как видно, основной плюс сетки радиатора — защита от попадания камней и других элементов. Нам практике, для подавляющего большинства автомобилей, которые эксплуатируются штатно в черте города, установка защитной сетки радиатора не требуется.
Дополнительную защиту радиатора в отдельных случаях нужно устанавливать на автомобилях, которые часто используются для езды трассе, а также ездят по проселочным дорогам, где много веток, камней и щебня.
Рекомендуем также прочитать статью о том, по каким причинам происходит перегрев АКПП. Из этой статьи вы узнаете, на какие признаки перегрева коробки автомат следует обращать внимание, а также что делать, чтобы АКПП не перегревалась.
При этом важно не забывать, что сетка может стать причиной того, что двигатель сильнее греется, так как обдув радиатора и подкапотного пространства набегающими потоками воздуха при определенных условиях несколько ухудшается.
По этой причине нужно придерживаться всех рекомендаций, которые мы рассмотрели выше, а также правильно подбирать и крепить саму защитную сетку радиатора автомобиля при острой необходимости в установке данного элемента на конкретный автомобиль.